![]() |
Буровое оборудование: Забойные двигатели - Версия для печати +- Drill community (https://forum.drill-info.com) +-- Форум Буровой ЛикБез (https://forum.drill-info.com/forumdisplay.php?fid=3) +--- Форум Молнии (https://forum.drill-info.com/forumdisplay.php?fid=5) +--- Темы: Буровое оборудование: Забойные двигатели (/showthread.php?tid=22) |
Буровое оборудование: Забойные двигатели - EpikhinAV - 19-07-2024 Часть 1
Забойный двигатель – это машина погружного типа, которая использует подведенную к ней энергию для того, чтобы преобразовать ее в механическую работу породоразрушающего инструмента.
Забойные двигатели принято классифицировать по нескольким критериям.
По источнику энергии:
- гидравлические;
- электрические;
- пневматические.
Если рассматривать глубокое бурение нефтяных и газовых скважин, то здесь наиболее распространены забойные двигатели гидравлического типа. При бурении скважин на твердые полезные ископаемые и при бурении неглубоко залегающих интервалов преимущественно используются пневматические забойные двигатели. Электрические двигатели имеют ограниченное применение, в первую очередь, из-за сложности подачи электрической энергии от поверхности к двигателю.
По принципу действия забойные двигатели делятся на:
- ударные;
- вращательные;
- ударно-вращательные.
При бурении глубоких скважин на нефть и газ преимущественно используются двигатели вращательного типа, а при бурении крепких и твердых пород скального типа (особенно в верхних интервалах) могут успешно использоваться двигатели ударного типа.
В общем виде любой забойный двигатель состоит из нескольких узлов:
- силовая или рабочая секция – модуль, который переводит энергию подводимого питания во вращательное, ударное или ударно-вращательное движение;
- шпиндельная секция – модуль, в котором находится опорный узел двигателя и который отвечает за передачу вращения долота и восприятие реактивных нагрузок от него;
- технологическая оснастка – отдельные модули, конструктивные элементы, которые обеспечивают сочленение силовой и шпиндельной секции, а также позволяют защищать двигатель от преждевременного износа, нештатной работы и поломок.
RE: Буровое оборудование: Забойные двигатели - EpikhinAV - 10-08-2025 Часть 2
Раскроем категории забойных двигателей, которые применяются при строительстве нефтяных и газовых скважин (безусловно, с различной степенью частоты).
Электрические забойные двигатели или попросту электробуры – по сути это электродвигатель с выходным валом, на котором размещается долото, спущенный на забой.
Современный электробур представляет собой, как правило, асинхронный маслонаполненный двигатель с короткозамкнутым ротором.
Конструкция промышленного электробура была разработана в СССР в 1937–1940 гг. группой инженеров (А.П. Островский, Н.В. Александров, Ф.Н. Фоменко, А.Л. Ильский, Н.Г. Григорян и др.).
Со временем, благодаря ряду опытноконструкторских работ произошла значительная модернизация электробура по сравнению с первыми образцами:
- была создана безредукторная машина,
- мощность на валу электробура была увеличена в 2–3 раза (от 70 до 120–230 кВт);
- наряду с предыдущими пунктами - уменьшен наружный диаметр.
Основным условием его функционирования является наличие кабель-канала «забой-устье» для получения своевременного и достаточного для работы питания. Безусловно это и является определяющей причиной почему электробуры имеют (правильнее сказать, имели) крайне узкую степень распространения в отрасли. Сравнение с электроцентробежными насосами в данном случае некорректно по трем причинам:
- В случае электробуров зазор «стенка бурильной колонны – стенка скважины» значительно меньше, чем при работе с УЭЦН;
- Когда работает УЭЦН, то нам не приходится колонну НКТ подвергать сильным динамическим нагрузкам, вращению, расхаживанию – он стационарен, чего не скажешь про работы связанные с электробуром;
- Весь процесс бурения сопровождается спускоподъемными операциями, причем они совершаются многократно при бурении одной скважины, чего не скажешь про ее этап эксплуатации с УЭЦН – количество рейсов колонны с находящимся в затрубье кабелем значительно меньшь во время добычи.
К слабым сторонам электробура стоит отнести еще характерные недостатки любых электрических машин:
- Температурную прихотливость – при перегреве происходит оплавление внутренних обмоток двигателя и выход его из строя;
- «Страх» влажности – все отлично знают, что электрические машины при попадании в них влаги получают состояние короткого замыкания, а влажность (наличие бурового раствора) и бурение скважины – это словно сиамские близнецы, неотъемлемы друг от друга.
RE: Буровое оборудование: Забойные двигатели - EpikhinAV - 21-08-2025 Часть 3
Турбобуры
Турбобур – это забойный двигатель гидравлического типа, в котором скорость потока промывочной жидкости переводится в крутящий момент (вращение) на выходном валу.В общем виде, принято считать, что турбобуры - это «скоростные» двигатели, а ВЗД – «объемные». Их отличие заключается в принципе преобразования энергии потока бурового раствора во вращательное движение долота: турбобур использует реактивную силу турбины, а ВЗД — объемный эффект взаимодействия винтов. Турбобур был изобретен в Советском Союзе, первый промышленный образец был создан в 1922–1923 годах под руководством М.А. Капелюшникова и П.П. Шумилова. Изначально идея турбинного бурения возникла еще в конце XIX века, но именно в этот период удалось реализовать ее на практике. Первый промышленный образец турбобура был выполнен на базе одноступенчатой турбины. Его конструкция была выполнена следующим образом. В корпусе цилиндрического типа размещалась одна ступень турбины (ротор +статор), редуктор, водило, подшипники, маслянная ванна и шпиндель. Вращение создавалось в турбине, благодаря перемещению ротора относительно статора при прокачивании через турбобур промывочной жидкости. Далее оно (вращение) передавалось через вал (на котором устанавливалась секция ротора) на редуктор и далее через водило на шпиндель турбобура. Редуктор использовался для снижения частоты вращения выходного вала до приемлемого для бурения уровня. Масляная ванна обеспечивала смазку редуктора и в ней находились опорные элементы (подшипники). Шпиндель использовался для передачи крутящего момента на долото. Мощность турбобура Капелюшникова составляла 12 л.с. В дальнейшем турбобур был многократно модернизировал для применения в различных условиях бурения и прочно занял место в качестве основного забойного привода долота вплоть до создания винтового забойного двигателя (ВЗД) в 60х годах 20 века. |