Часть 5
Элементы конструкции скважины
Цементный камень – это элемент конструкции скважины, который представляет собой застывший тампонажный раствор, распределенный между стенкой скважины и обсадной колонной.Функции цементного камня заключаются в том, чтобы обеспечить прочность и жесткость конструкции скважины (не допустить деформации от стороннего воздействия массива горных пород). Кроме того, цементный камень должен обеспеченность герметичность кольцевого канала, которая позволит осуществлять сообщение между устьем и забоем скважины только по внутритрубному каналу в процессе эксплуатации.
Цементирование может осуществлять по-разному:
- От устья до забоя – сплошное – такое цементирование является обязательным при креплении термокейсов, направляющих колонн и кондукторов. Кроме того, таким образом рекомендуют цементировать обсадные колонны разведочных скважин.
- С частичным перекрытием предыдущей колонны - «внахлест» - таким способом обычно закрепляются промежуточные и эксплуатационные колонны, причем для нефтяных скважин интервал перекрытия должен составлять не менее 150 м (по стволу), а для газовых скважин не менее 500 м (по стволу).
- Интервальное – когда производится цементирование определенного интервала, например, от муфты ступенчатого цементирования, установленной в хвостовике, до подвески хвостовика.
Также после цеметирования обсадной колонны в ее нижней части остается цементный стакан, который может быть нормативным (запланированным – от башмака до глубины посадки продавочной пробки в «СТОП» кольцо) и ненормативным (незапланированным и возникшим в результате инцидента - от башмака и до какой-либо глубины в трубном канале). Цементный стакан с технологической оснасткой после затвердевания цемента и его опрессовки разбуривается (нормализуется).
В наклонно-направленных и вертикальных скважинах имеет место элемент конструкции – ЗУМПФ – это нерабочая часть скважины, которая располагается ниже перфорационных отверстий и используется для скапливания механических примесей (например, продуктов перфорации) и песка, выходящего из пласта при эксплуатации