Часть 3
Турбобуры
Турбобур – это забойный двигатель гидравлического типа, в котором скорость потока промывочной жидкости переводится в крутящий момент (вращение) на выходном валу.В общем виде, принято считать, что турбобуры - это «скоростные» двигатели, а ВЗД – «объемные». Их отличие заключается в принципе преобразования энергии потока бурового раствора во вращательное движение долота: турбобур использует реактивную силу турбины, а ВЗД — объемный эффект взаимодействия винтов.
Турбобур был изобретен в Советском Союзе, первый промышленный образец был создан в 1922–1923 годах под руководством М.А. Капелюшникова и П.П. Шумилова. Изначально идея турбинного бурения возникла еще в конце XIX века, но именно в этот период удалось реализовать ее на практике.
Первый промышленный образец турбобура был выполнен на базе одноступенчатой турбины. Его конструкция была выполнена следующим образом. В корпусе цилиндрического типа размещалась одна ступень турбины (ротор +статор), редуктор, водило, подшипники, маслянная ванна и шпиндель.
Вращение создавалось в турбине, благодаря перемещению ротора относительно статора при прокачивании через турбобур промывочной жидкости.
Далее оно (вращение) передавалось через вал (на котором устанавливалась секция ротора) на редуктор и далее через водило на шпиндель турбобура.
Редуктор использовался для снижения частоты вращения выходного вала до приемлемого для бурения уровня.
Масляная ванна обеспечивала смазку редуктора и в ней находились опорные элементы (подшипники).
Шпиндель использовался для передачи крутящего момента на долото.
Мощность турбобура Капелюшникова составляла 12 л.с.
В дальнейшем турбобур был многократно модернизировал для применения в различных условиях бурения и прочно занял место в качестве основного забойного привода долота вплоть до создания винтового забойного двигателя (ВЗД) в 60х годах 20 века.